В вагонах-ресторанах для хранения скоропортящих­ся продуктов используются охлаждаемые емкости (шка­фы, ванны, подвагонные ящики). Вместе с компрессор­но-конденсаторными агрегатами типов ЛЖ-60, ЛФ-90, ЛЖ-125Т они в разных модификациях вагонов состав­ляют пять, четыре и три группы.

Холодильная установка работает на хладоне. Прин­цип действия системы тот же, что и любой компрессор­ной холодильной машины с автоматической регулиров­кой. На рис. 8.1 представлена группа 1.

Жидкий хладон поступает в ненарители 10, 12, 15 через терморегулирующие вентили 13, 16, где он дрос­селируется. Давление при этом падает до отрегулиро­ванного для данного испарителя. Снижается температу­ра и становится близкой к температуре испарения (на­пример, при избыточном давлении 1,24 атм температура испарения —10°С).

Рис. 8.1. Холодильная группа I:

1, 19 —запорные вентиля ресивера: 2 — конденса­тор; 3, — запорные вентили компрессора; 4 — маноконтроллер; 5 — прессостат; 6, 17 — трои-ники; 5 — компрессор; 9—11 — ванны для полу­фабрикатов; 10, 12, I5 — испарители; 13, 16 — терморегулирующие вентили (ТРВ); 14 — камера для пищевого льда; /5 — фильтр-осушитель; 20 —

ресивер


В испарителе хладон испаряется за счет тепла ох­лаждаемого объема, продуктов и сырья, находящихся в нем. Таким образом, продукты подвергаются охлаж­дению до заданной температуры. Компрессор 8 отсасы­вает пары из испарителя, происходит сжатие хладона, на что затрачивается механическая энергия. За счет это­го повышается давление (от 6,6 до 12 атм) и температу­ра хладона (до 60-70°С). Из компрессора через линию нагнетания хладон подается в конденсатор воздуш­ного охлаждения 2. Там он охлаждается до точки кон­денсации, переходит в жидкое состояние (конденсирует­ся) и далее по замкнутой системе переходит снова из ресивера 20 в терморегулирующий вентиль. Таким обра­зом, в машине совершается циркуляция хладагента, ко­торый сам не расходуется, а на производство холода за­трачивается механическая энергия электродвигателя. Температура в охлаждаемом объеме поддерживается автоматически прессостатом 5. Маноконтроллер 4 слу­жит для отключения двигателя при давлении выше 12 атм.


Характеристика холодильных групп вагонов-рестора нов выпуска 1973—1976 и 1977—1980 гг. приведена в табл. 8.1 и 8.2.

В вагонах-ресторанах постройки 1957—1963 гг. IV группа имеет низкотемпературный подвагонный ящик с температурой 0 - 2°С. В вагонах-ресторанах выпуска 1964—1972 гг. низкотемпературный шкаф работает от агрегата № 4 и располагается в малом коридоре (температура —9-13°С).

Охлаждаемые ванны в кухне (I группа) обиты лис­товой оцинкованной жестью, теплоизолированы полисти­ролом. Испарители настенные — из стали, огнеоцинко­ваиные и покрытые защитным слоем, разрешенным для хранения пищевых продуктов. Крышки имеют изоляцию и резиновые прокладки.

В объеме для приготовления пищевого льда имеется 4 ванны для замораживания воды с разовым приготов­лением его 0,8 кг.


Ежедневно можно получить около 6 кг пищевого льда (из кипяченой воды).Под всеми испарителями имеются поддоны для воды.

Охлаждение конденсатора производится воздухом, подводимым через экранированное отверстие, закрытое решеткой. Это донное отверстие закрывают створками при наружной температуре ниже —5°.

В холодильном шкафу кухни (II группа) размещают­ся стандартные настенные испарители. Весь объем шка­фа разделен решетками, для подвешивания сырья имеются крючья. Дно шкафа выложено решетками из реек. Дверцы теплоизолированы, с резиновыми проклад­ками и крепкими запорами.

В охлаждаемом шкафу раздаточного отделения испа­рители потолочные, дверцы переднего фронта теплоизо­лированы, имеют замки. Доступ воздуха к конденсатору происходит с улицы через жалюзи в полу. В зимнее время они закрываются.

Холодильный шкаф в раздаточной (III группа) раз­делен на две части горизонтальной перегородкой, испа­ритель пластинчатый, стальной, оцинкованный. Для соз­дания температур, резко различающихся в верхней и нижней частях шкафа, имеется термостатический дрос­сельный вентиль (он стоит в трубопроводе объема с плюсовой температурой). Обратный клапан на трубо­проводе исключает обратную конденсацию фреона бо­лее теплых испарителей. Испарительные батареи ограж­дены планками от продуктов во избежание их пример­зания. В отделении буфета испаритель потолочного крепления. Холодильные шкафы емкостью 1065 и 580 л, расположенные в малом коридоре, оборудованы пла­стинчатыми испарителями настенного крепления.

Для охлаждения конденсаторов агрегатов № I и 2 имеется вентиляционное окно,выходящее в тамбур. По­ложение задвижки этого окна зависит от температуры наружного воздуха. При наружных температурах до -10°С задвижка должна быть открытой, при темпера­турах до —15°С задвижка закрывается наполовину, при более низких температурах задвижка закрывается без фиксирования в направляющих планках.

В вагонах-ресторанах выпуска 1982 г. устанавли­ваются три холодильные группы с агрегатами типа ЛЖ-25Т. Увеличение холода производительности каждо­го из агрегатов дало возможность исключить агрегат № 2.

Охлаждаемые емкости его подсоединены к агрегату № 1. Улучшена подача воздуха для охлаждения кон­денсаторов агрегатов № 3 и 4. Более удобно поставлен агрегат № 3 — развернут на 180°.