Метка «вагон»
− Питание организованных групп пассажиров
Питание в пути организованных групп туристов, иностранных туристов, детей имеет ряд особенностей.
При организованном вывозе детей в места отдыха заключаются договоры о питании их в пути следования с предприятиями, которым подчинены вагоны-рестораны. Согласно заявкам в состав поездов включается один — два или три вагона-ресторана в зависимости от количества детей, их возраста и маршрута следования. Вагоны-рестораны оснащаются дополнительно посудой, инвентарем (столовые приборы, стаканы, миски, разносные контейнеры, чайники и др.) для единовременного обслуживания большей смены.
Для дошкольников и детей младшего школьного возраста предусматривается отпуск продуктов детского питания: детские молочные смеси, молочнокислые продукты, сосиски и др. Если в группе более 300 человек, в состав рейсовых бригад вагонов-ресторанов включаются один-два официанта-разносчика. Меню составляется с учетом возраста детей и согласовывается с их сопровождающими. Дети питаются как в
читать далее »
− Оснащение вагонов-ресторанов
Оснащение вагонов-ресторанов бельем, посудой, инвентарем осуществляется в основном на предприятиях во месту приписки в соответствии с нормативами, утвержденными Министерством торговли СССР. Для работы вагонов-ресторанов необходим обязательный минимум материально-технического оснащения.
По возвращении вагонов-ресторанов из рейса к пункту формирования рейсовые работники заменяют неисправный инвентарь, производят обмен использованного белья и посуды; в пути следования по мере загрязнения столовое белье и санспецодежда обмениваются на чистое из запаса, полученного вагоном-рестораном при отправлении в рейс.
В исключительных случаях работники вагонов-ресторанов могут произвести обмен столового белья и санитарной одежды, пополнение комплекта посуды и инвентаря в пунктах оборота поездов.
После окончания тура директор вагона-ресторана оформляет документацию на списание пришедшего в негодность инвентаря, посуды и других предметов материально-технического о
читать далее »
− Телеграммы
Директора вагонов-ресторанов обязаны подавать телеграфные заявки в адрес баз и железнодорожных ресторанов на снабжение продуктами в пути следования не позднее чем за 12 ч для графиковых поездов и за сутки для турнстско-экскурснонных поездов до прибытия их на станцию, где предусмотрено пополнение продовольственными товарами.
Директора вагонов-ресторанов несут персональную ответственность за несвоевременную подачу указанных телеграфных заявок.
Телеграфные заявки подаются через, начальника поезда, который должен обеспечить их отправление. Для вагонов-ресторанов установлена единая форма подачи телеграфной заявки на подснабжение
Телеграмма
из Иркутска 05.10. 10 ч 44 мин.
Красноярск базе вагреста
Прошу подвести в/р 6715 поезда 113 Владивосток — Москва реестр 240 ДВР Пелипенко мяса 20 колбасы 15 рыбы 30 птицы 20 молока 10 кефира 10 соков 5 воды фруктовой 10 минеральной 3 хлеба 40 ВНП Петров ДВР Пелипенко
Многие директора включа
читать далее »
− Порейсовые нормы
В порейсовые нормы для вагонов-ресторанов не включаются: мясо в тушах, необработанная рыба, субпродукты, водоплавающая птица в непотрошеном виде и молоко во флягах из-за отсутствия условий для их хранения и обработки.
Поскольку площадь кухонь и холодильные емкости вагонов-ресторанов ограничены, они снабжаются мясными крупнокусковыми и мелкоштучными полуфабрикатами, рыбным филе, очищенными овощами, сульфитированным картофелем, быстрозамороженными блюдами, консервированными суповыми и борщевыми заправками, готовыми гарнирами и др. Эта продукция поступает от предприятий промышленности или изготовляется в производственных цехах баз снабжения и железнодорожных ресторанов.
Мясные полуфабрикаты доставляются в вагоны-рестораны
в металлических контейнерах емкостью 20 кг.
Гастрономические товары комплектуются в металлические ящики емкостью 40—50 кг. Булочно-кондитерские изделия укладываются в металлические лотки с крышками. Безалкогольные и другие нап
читать далее »
− Снабжение больших поездов
Для снабжения вагонов-ресторанов туристских поезв устанавливают большие порейсовые нормы отпуска продуктов, учитывая, что в каждом вагоне-ресторане туристского поезда организовано трехразовое питание примерно 150 человек (нормы рассчитаны на 1,5—2 дня работы).
Мясные полуфабрикаты 50—70 кг
Рыбное филе 20—25 кг
Птица 40 кг
Сосиски или сардельки 20—25 кг
Колбасные изделия 20—25 кг
Молочнокислые 400—500 бутылок
Хлеб 70—80 кг
Прохладительные напитки 700—800 бутылок
Крупы 30 кг
Овощи 100—120 кг
При получении угля и заправке дизельным топливом директор вагона-ресторана выписывает специальное требование в трех экземплярах, два из которых вручаются представителю железной дороги, подвезшему уголь или заправившему бак дизельным топливом, а один прилагается к отчету.
Весовое хозяйство. Согласно нормам материально-технического оснащения в вагонах-ресторанах должно быть трое весов и три комплект
читать далее »
− Взвешивание
Весы настольные обыкновенные устанавливают так, чтобы станина имела прочное устойчивое положение без каких-либо прокладок. Ненагруженные настольные весы должны находиться в равновесии, что определяется по указателям, устанавливающимся на одном уровне.
Перед взвешиванием необходимо убедиться в равновесии ненагруженных весов и в случае, если равновесие нарушено, его следует восстановить с соблюдением определенных требований.
Бесы должны сохранять равновесие в ненагруженном состоянии в течение всего времени работы, за этим должны строго следить работники, которые пользуются весами. Если состояние равновесия нарушено и его нельзя восстановить на месте, весы следует немедленно изъять из употребления. В правильно отрегулированных настольных циферблатных весах стрелка при взвешивании должна сделать три-четыре колебания (в одну и другую сторону).
Запрещается производить взвешивание, устанавливая гири одновременно на обеих частях весов и определять массу путем
читать далее »
− Особенности ценообразования
На предприятиях общественного питания цены на обеденную продукцию определяются путем калькулирования исходя из стоимости сырья (полуфабриката) и размера наценок. Наценки начисляются для возмещения расходов предприятий общественного питания по производству и реализации продукции и обеспечения необходимой прибыли.
Все предприятия общественного питания в зависимости от типа, предоставляемых услуг и материальных затрат на их содержание делятся на пять категорий: люкс, высшая, первая, вторая и третья. Для предприятий каждой категории устанавливаются различные размеры наценок. Вагоны-рестораны относятся по размерам наценок к предприятиям первой категории.
Продажа обеденной продукции и других товаров в вагонах-ресторанах на всей территории СССР производится по ценам единого прейскуранта, установленным исходя из розничных цен второго пояса или средневзвешенных цен и наценок, действующих в РСФСР.
Товары, цены на которые в этом прейскуранте не предусмотрены,
читать далее »
− Цены на холодные закуски
Холодные закуски из ранних овощей и зелени (свежих помидоров, огурцов, редиса), получаемых с баз в пунктах формирования и в пути следования, реализуются по дополнительным прейскурантам, утвержденным торговыми организациями, в аренде у которых находятся вагоны-рестораны.
Холодные закуски из ранней зелени и овощей, закупаемых в пути следования на колхозных рынках в установленном порядке, реализуются по ценам калькуляции, составленной директором вагона-ресторана исходя из стоимости сырья по ценам закупки и наценки.
читать далее »
− Валовый доход
.На предприятиях общественного питания хозрасчет способствует правильной организации производственного процесса, своевременной реализации продукции собственного производства и покупных товаров, улучшению качества пищи, повышению культуры обслуживания потребителей, а также выявлению имеющихся резервов, которые могут быть использованы для совершенствования процессов производства, повышения производительности труда, сокращения расходов и повышения рентабельности.
Это дает возможность предприятиям нормально осуществлять хозяйственные отношения, эффективно стимулировать труд своих работников, расширять материально-техническую базу, пополнять оборотные средства. Основным источником доходов предприятий общественного питания является валовой доход, который включает в себя сумму торговых скидок с розничных цен на сырье и товары, предоставляемых поставщиками, а также сумму наценок общественного питания.
За счет валового дохода возмещаются издержки производства и о
читать далее »
− Прибыль
Прибыль образуется как разница между валовым доходом (торговые скидки плюс наценки) и издержками производства и обращения. Прибыль характеризует доходность, рентабельность предприятий, а сумма прибыли — абсолютную рентабельность.
Отношение суммы прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, характеризует относительную рентабельность предприятия. Этот показатель удобен для. сопоставления работы предприятий общественного питания, находящихся примерно в одинаковых условиях.
Анализ показывает, что прибыль находится в прямой зависимости от товарооборота, в том числе от реализации продукции собственного производства. Для вагонов-ресторанов резервом для увеличения реализации продукции собственного производства являются разносная торговля по вагонам поезда; внедрение прогрессивных форм обслуживания пассажиров: реализация комплексных завтраков, обедов, ужинов, предварительная продажа талонов на комплексное питание.
Все это влияет также на снижение уровн
читать далее »
− Издержки производства и обращения учитываются в процентах к товарообороту.
Хозрасчетным предприятиям, в состав которых входят вагоны-рестораны, вышестоящей организацией устанавливаются три плановых показателя: план товарооборота, план по реализации продукции собственного производства и план прибыли. Валовой доход и издержки производства и обращения рассчитываются предприятиями самостоятельно, но с учетом обеспечения рентабельной работы.
До вагонов-ресторанов план прибыли не доводится; устанавливается лишь план товарооборота, в том числе план по реализации продукции собственного производства.
читать далее »
− Оплата труда
В соответствии с Положением о рабочем времени и времени отдыха для работников вагонов-ресторанов, работа которых протекает в пути следования, пассажирских поездов, установлен суммированный (потурный) учет рабочего времени из расчета семичасового рабочего дня яри 41-часовой рабочей неделе. При этом продолжительность работы в ночное время уравнивается с дневной. Максимальная продолжительность рабочего дня в пути следования работников не должна превышать 14 ч в сутки.
Учет времени, отработанного каждым работником сверх нормальной продолжительности рабочего дня, ведется директором вагона-ресторана ежедневно в специальной ведомости (табеле).
Время на прием и сдачу вагона-ресторана от бригады бригаде включается в рабочее время. Учетным периодом времени работы для работников вагонов-ресторанов считается время с момента явки на работу для поездки да момента явки на работу после отдыха в пункте постоянной работы. Общая продолжительность пребывания работников в поез
читать далее »
− Положение и о премировании.
Сапованием для премирования работников являются данные бухгалтерской отчетности, а по показателям, которые не предусмотрены бухгалтерской отчетностью,— данные оперативного учета, лабораторного и других видов контроля.
Премии работникам начисляются за фактически отработанное время на заработок по окладам (тарифным ставкам). Премии начисляются по результатам работы за тур и выплачиваются при выдаче заработной платы.
Директор вагона-ресторана премируется за выполнение (плана оборота по собственной продукции за тур в размере 30% должностного оклада и 4% за каждый процент перевыполнения плана. Премия директора не должна превышать 50% должностного оклада. Премирование производится при условии выполнения плана розничного товарооборота (за тур), обеспечения высокой культуры обслуживания пассажиров и выполнения плана торговым залом вагона-ресторана.
Официанты премируются за выполнение плана товарооборота за тур в размере 30% должностного оклада (ставки) и 2% з
читать далее »
− Возмещение расходов
В целях возмещения расходов работникам вагонов-ресторанов, постоянная работа которых протекает в пути следования, им выплачивается надбавка (взамен суточных) за разъездной характер работы в размере 1,5% месячного оклада (ставки) без учета всякого рода доплат.
Размер этой надбавки не должен во всех случаях превышать 2 р. 60 к. в сутки. Выплата надбавки производится работнику вагона-ресторана и за дни временной нетрудоспособности вне места постоянного жительства, на которые выдан больничный лист.
Работникам вагонов-ресторанов пассажирских поездов, курсирующих в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к ним, а также в Хабаровский, Приморский края и Амурскую область, повышены надбавки за разъездной характер работы до 3% месячного оклада (ставки), но не более 2 р. 60 к. в сутки.
Вынужденный простой работников во время стоянки поездов на конечных пунктах следования, совпадающий с рабочим временем в пути, учитывается как рабочее время и оплачиваетс
читать далее »
− Правила оформления документов
Документы, которые составляются в одном экземпляре, заполняются чернилами или шариковой ручкой, а в двух и более экземплярах — шариковой ручкой или химическим карандашом под копирку. Причем в последнем случае подписи лиц, составивших документ, должны ставиться не под копирку, а на каждом экземпляре документа в отдельности.
Бухгалтерские документы бывают первичные, отражающие непосредственно факт исполнения хозяйственной операции, и сводные, которые составляются на основании нескольких первичных документов (кассовый и товарные отчеты, отчеты о движении продуктов на производстве и т. д.)
По количеству первично зарегистрированных однородных хозяйственных операций документы делятся на: разовые, отражающие только одну хозяйственную oпeрацию (кассовый чек на получение продукции, расчетный лист на зарплату); накопительные, отражающие постепенно по мере совершения ряд однородных хозяйственных операций, повторяющихся в течение определенного промежутка времени (ден
читать далее »
− Отпуск товара с баз снабжения
Отпуск директорам вагонов-ресторанов товарно-материальных ценностей с баз снабжения и из железноорожных ресторанов производится по предъявлению реестра или доверенности. Стоимость отпущенных ценностей подтверждается на обороте реестра с указанием даты отпуска и номера накладной.
В период нахождения в рейсах директор вагона-ресторана совместно с заведующим производством составляет отчет по установленной форме, а по окончании тура этот отчет с приложением всех приходных и расходных документов сдает в бухгалтерию предприятия не позднее следующего дня после сдачи всех товарно-материальных ценностей.
читать далее »
− Бригадная материальная ответственность работников вагонов-ресторанов
В вагонах-ресторанах в соответствии с приказом Минторга РСФСР введена бригадная материальная ответственность с целью улучшения подбора кадров, обеспечения взаимного контроля работников и повышения ответственности всех членов бригады за сохранность ценностей.
Бригадная материальная ответственность в вагонах-ресторанах вводится при согласии на это всех работников, входящих в состав бригады. Возложение на бригаду материальной ответственности оформляется путем заключения договора между торговым предприятием (конторой) и бригадой вагона-ресторана. Договор подписывается руководителем предприятия и всеми членами бригады. Рейсовая бригада, возглавляемая директором вагона-ресторана, принимает на себя полную материальную ответственность за оборудование вагон-ресторана, его материально-техническое оснащение (инвентарь, посуду, белье и др.), а также за полученные продукты, тару.
читать далее »
− Недостачи
При выявлении недостач товаров сверх установленных норм естественной убыли, а также хищении или порче товаров работники бригады возмещают нанесенный ущерб по продажным ценам в процентном отношении к величине зарплаты каждого работника.
При выбытии из бригады ее членов и приеме других работников на договоре против подписи выбывшего вновь принятый работник дает подписку о принятии им на себя материальной ответственности ' с указанием даты.
При смене бригады договор переоформляется. Он подписывается также администрацией торгового предприятия.
Договор о бригадной материальной ответственности составляется в двух экземплярах, после подписи один экземпляр остается в бригаде, другой передается в бухгалтерию предприятия.
В договоре указываются: дата, место составления, наименования сторон, их обязанности, адреса и подписи.
Работники рейсовой бригады освобождаются от материальной ответственности при установлении конкретного виновника кражи, порч
читать далее »
− Работники вагона-ресторана имеют право на..
На получение горячего льготного питания по специальным нормам, указанным в прейскуранте. Отпуск блюд производится в кредит на льготных условиях <по себестоимости сырьевого набора всем работникам, кроме директора вагона-ресторана (он рассчитывается наличными).Отпуск льготного питания рейсовой бригаде оформляется специальной ведомостью. Общее количество отпущенных рационов каждому работнику за тур должно быть не более числа рабочих дней по табелю и не менее количества рабочих торговых дней. День приема и сдачи вагона-ресторана считается за один день. Стоимость питания бригады входит в состав плана товарооборота и плана по собственной продукции по льготным ценам.
Выручка за проданные изделия кухни и товары ежедневно сдается директору вагона-ресторана. Он записывает ее в ведомость «Поступление выручки». Правильность суммы подтверждается подписями официантов, сдавших выручку. Директор вагона-ресторана подсчитывает по ведомости поступление выручки за каждый рейс, подп
читать далее »
− Учет товаров в буфете вагона-ресторана
Учет товаров в буфетах ведется в денежном выражении по продажным ценам. Выручка за проданные товары ежедневно записывается в ведомости «Поступлелие выручки» по графе «Выручка буфета». B конце рейса подсчитывается итог и на общую сумму выручки выписывается приходный кассовый ордер.
По окончании рейса (тура) вагона-ресторана директор вместе с одним из членов бригады составляет отчет о движении товаров и тары по установленной форме № 50 «Товарный отчет».
Отчет построен в виде двухсторонней таблицы, на лицевой стороне которой после заполнения заголовка указываются:
дата и номер документа, по которому поступили товары и тара; источники поступления товаров и тары (от сменяемой бригады, с базы);
стоимость товаров и тары;
итоговые суммы прихода товаров буфета и тары в отдельных колонках отчета.
На оборотной стороне отчета в расходной части отражается реализация товаров буфета и тары.
Записи в товарный отчет производятся на ос
читать далее »
− По приходу:
акт приема товаров и тара от сменяемой бригады;
накладные получения товаров и тары с баз снабжения;
закупочный акт накладная на закупку товаров, реализуемых через буфет;
внутренние накладные на получение товаров от других вагонов-ресторанов:
акт на оприходование излишних или бесфактурных товаров, выявленных при проверке вагона-ресторана;
акт переоценки товаров буфета в случае увеличения цены на товары.
читать далее »
− По расходу:
акт на передачу товаров буфета и тары сменяющей бригаде;
внутренние накладные на передачу товаров и тары в другие вагоны-рестораны;
ведомость на принятую от официантов выручку по буфетным товарам;
накладные на сдачу тары на базы снабжения;
акт на отпуск товаров буфета туристам и другим организованным группам по безналичному расчету;
акт на списание порчи товаров в аварийных случаях;
акт на изъятие товаров буфета на лабораторный анализ;
акт переоценки товаров буфета в случае понижения цены на товары;
акт проверки работы вагона-ресторана, зафиксировавший недостачу по товарам буфета;
акт-расчет на списание естественной убыли товаров в пределах установленных норм.
читать далее »
− Кассовые операции
Кассовые операции по приему-сдаче выручки, расходованию денег на закупку продуктов в пути следования и другие хозяйственные нужды производятся директором вагона-ресторана, который несет материальную ответственность за сохранность денежных средств, правильность и достоверность расходов.
По учету кассовых операций директор вагона-ресторана ведет кассовый отчет, записи в котором делаются в хронологическом, порядке.
Основанием для записей в кассовый отчет являются следующие документы:
читать далее »
− По приходу:
ведомость определения выручки по кассовому аппарату или ведомость приема выручки за реализованную продукцию кухнн;
ведомость приема выручки за реализованные товары буфета;
ведомость на принятую сумму денег за проданную стеклотару кухнн;
акт на оприходование излишков денег, выявленных при проверке работы вагона-ресторана
читать далее »
− Кассовый отчет
Кассовый отчет со всеми приложенными к нему документами сдается в бухгалтерию предприятия,
По прибытии в пункт формирования или оборота директор вагона-ресторана обязан сдать денежную выручку. Остаток денег в сейфе вагона-ресторана после сдачи выручки в Госбанк или кассу предприятия должен быть равен разнице между приходом денежных средств и их расходом. Передача денежных средств в любых видах
из одного вагона-ресторана в другой категорически запрещается. Деньги и ценные бумаги директор обязан хранить в сейфе вагона-ресторана, ключ от которого имеется только у директора. В ночное время сейф должен быть опломбирован, а пломба сдана под расписку кухонному рабочему ночной смены (сторожу).
По завершению рейса (или тура) вся рейсовая отчетность в полном объеме сдается директором вагона ресторана бухгалтерию предприятия не позже следующего дня после передачи вагона-ресторана сменяющей бригаде.
Учет тары, стеклопосуды, предметов материально-техническ
читать далее »
− Работа с кассовыми аппаратами
Работники, пользующиеся кассовыми аппаратами, должны в совершенстве знать их устройство и правила эксплуатации.
Кассовый аппарат состоит из четырех секций. К каждой секции имеется специальный номерной ключ. Он выдается официанту и хранится у него. Кроме того, имеется ключ от счетчика (хранится у директора вагона-ресторана) и ключ для установки на нули счетного механизма и порядковых номеров (хранится в торговом предприятии).
Выдача ключа для установки счетного механизма на нули производится по письменному распоряжению руководителя торгового предприятия. Пользоваться при работе двумя видами ключей категорически запрещается.
Перевод показателей механического кассового аппарата на нули производится в течение года по надобности, а на 1 января каждого года в обязательном порядке с участием механика кассовых аппаратов и представителя торгового предприятия. Это оформляется соответствующим актом, составляемым в двух экземплярах, один из которых передается в
читать далее »
− Порядок работы на кассе
Порядок работы на этом кассовом аппарате установлен такой: на счетчиках № I и 2 официанты зала пробивают, как и раньше, стоимость каждого вида продукции для последующей передачи чека на производство; на счетчике № 4 оба официанта повторяют полностью заказ на производство, пробивают стоимость заказанной буфетной продукции, определяют сумму покупки и подписанный чек вручают пассажиру.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей в вагоне-ресторане
В вагонах-ресторанах периодически проводится проверка фактического наличия товарно-материальных ценностей в натуре, т. е. инвентаризация.
Инвентаризация в вагонах-ресторанах производится, на основании письменного распоряжения руководителя торгового предприятия (или главного бухгалтера) и на Основании документов вышестоящей организаций, органов милиции, народного контроля.
До начала инвентаризации все учетные документы визируются членами комиссии, т. е. на каждом документе ставятся дата и подпись инвен
читать далее »
− Правила проверок
Готовность каждого вагона-ресторана к обслуживанию пассажиров должна проверяться перед отправлением в рейс ответственными работниками торгового предприятия При этом разрешение на выезд в рейс должно вноситься в контрольный журнал вагона-ресторана. Такой порядок позволяет добиться четкой и своевременной подготовки вагонов-ресторанов к обслуживанию при отправлении поезда.
Контроль за торговым обслуживанием пассажиров в пути следования, кроме ведомственных инспекторов, инженеров-технологов, санитарных врачей, осуществляют:
работники вышестоящих организаций общественного питания;
инспектора государственных инспекций по качеству товаров и торговле;
члены комиссий и групп общественного контроля за работой предприятий торговли и общественного питания облкрайгоррайисполкомов Советов народных депутатов, советов профсоюза;
представители органов ВЦСПС, Комитета народного контроля СССР, Министерства внутренних дел СССР, Государственного комитета С
читать далее »
− Проверка правильности отпуска блюд
Проверка правильности отпуска блюд включает в себя не только проверку массы основных компонентов:
производится органолептическая оценка первых, вторых, сладких блюд, гарниров, кулинарных изделий — определяют внешний вид, цвет, запах, вкус и консистенцию готовой продукции, а также соблюдение правил ее
оформления и подачи. Несмотря на определенную субъективность этого метода оценки, он позволяет быстро и просто определять качество блюд. Если, например, блюдо приготовлено с
соблюдением рецептуры, но не соблюдена частично форма нарезки, не достигнут требуемый цвет, оно оценивается как хорошее. Блюда, имеющие незначительные отклонения по нескольким показателям (внешний вид, консистенция), но годные для реализации без переработки, оцениваются как удовлетворительные.
К браку относятся изделия и блюда с посторонним, несвойственным им вкусом и запахом, пересоленные, резко кислые, острые, горькие, недоваренные или недожаренные, подгорелые, утратившие форму, с несво
читать далее »
− Контрольная закупка
Купленные в качестве контрольной закупки товары, блюда и изделия для последующего перевешивания, перемеривания могут быть перенесены на раздачу или кухню только в присутствии официанта или директора вагона-ресторана. Перемеривание или перевешивание товаров и блюд должно производиться на исправных весах в присутствии лиц, отпустивших этот товар или блюдо.
Масса холодных блюд, закусок, готовых штучных кулинарных и кондитерских изделий определяется взвешиваинем 10 порций (штук) и установлением средней массы. Если такого количества порций на производстве (раздаче) нет, проверяется масса всех подготовленных к раздаче блюд (котлет, порций рыбы и т. п.). Проверка бутербродов с колбасой, сыром, рыбой и другими Продуктами производится взвешиванием отдельно хлеба и гастрономических продуктов, сначала одной порции, а затем 10 порций для определения средней массы. При отсутствии такого количества порций на раздаче проверяется масса всех бутербродов, имеющихся в наличии.
При
читать далее »