Вагон-ресторан в связи с большой насыщенностью тепловым и электрическим оборудованием, многочислен­ным количеством деревянных и других горючих и легко­воспламеняющихся предметов, малым объемом помеще­ния и большим количеством людей, находящихся в нем, представляет собой опасный очаг загорания. Высокая горючая загрузка на 1 м2 площади увеличивает пожар­ную опасность внутри вагона-ресторана. В связи с этим большое внимание уделяется точному соблюдению тре­бований пожарной безопасности.

Воздуховод вентиляционной установки изготовляется только металлическим, а его изоляция — из несгораемых или трудносгораемых материалов.

Все провода независимо от их назначения и места расположения (низковольтные и высоковольтные) про­кладываются в стальных трубах или металлорукавах, а подвагонная магистраль напряжением 3000 В и ее ввод в вагон — в алюминиевых трубах.

Подвод проводов к светильникам, розеткам, выклю­чателям и т. п. выполняется в полихлорвиниловых труб­ках, обмотанных стеклотканью. В светильниках с лам­пами накаливания применяется стеклолакотрубка. Тем­пература на поверхности любых кожухов нагреватель­ных приборов не должна превышать 60°С.

Все вагоны- рестораны должны иметь первичные средства пожаротушения: в обоих тамбурах (зимой в большом и малом коридорах) —по одному пенному ог­нетушителю, в салоне у распределительного электрощи­та и около плиты жидкостного отопления — по одному углекислотному огнетушителю.

Пенные огнетушители типа ОП-5 предназначены для тушения всех горючих материалов и конструктивных элементов вагонов-ресторанов, кроме электрического оборудования, находящегося под напряжением.

Конструкция пенного огнетушители типа ОП-5 пред­ставлена на рис. 9.1.

Для приведения пенного огнетушителя в действие необходимо снять его с кронштейна, повернуть ручку вверх до отказа и, пе­ревернув огнетушитель вверх дном, направить струю пены на очаг пожара. ■

Углекислотные ог­нетушители типа ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8 служат для тушения загоревшихся твердых предметов, а также электродвига­телей, генераторов и других аппаратов, на­ходящихся под напря­жением.

Углекислотные ог­нетушители типа ОУ-2, ОУ-5 и ОУ-8 представ­ляют собой баллон 5 (рис. 9.2), наполнен­ный жидкой углекис­лотой и снабженный специальными венти­лем 3 и механизмом с раструбом 4.

Рис. 9.1. Пенный огнетушитель:

1 — дно; 2 — ручка: 3 - клапан резиновый; 4 — пружина; 5 —рукоятка клапана; 6 — шток; 7 —крышка; 8 - спрыск: 9 - гайка с мембраной, 10 — переходник горловины: 11 — стакан кислотный; 12 —корпус

Чтобы разрядить огнетушитель, нужно, держа левой рукой баллон, правой вра­щать против часовой стрелки до отказа ма­ховик 7, открывая тем самым вентиль. Раст­руб огнетушителя на­правляют на очаг по­жара, учитывая, что струя газа имеет длину 1,5—3 м.

Углекислотные огнетушители проверяются по массе не реже одного раза в три месяца, а гидравлическим испытанием баллона — раз в пять лет.

Пенные огнетушители проверяются раз в ГОД на ка­чество растворов щелочной и кислотной частей, а гид­равлическим испытанием баллона — раз в три года.

Дата зарядки, проверки и испытания огнетушителей с указанием лица, производившего эти работы, указы-

Рис. 9.2. Углекислотный огнетушитель:

1—предохранитель; l-пломба; 3 — вентиль; 4 — поворотный

механизм с раструбом; 5 —баллов; 6 — сифоновая трубка;

7 — маховик вентиля; 8 —рукоятка; 9 —этикетка; 10 — нижний

хомут; 11 — опорный кронштейн; 12 - верхний хомут

вается на корпусе огнетушителя или прикрепленной к нему табличке.

С 1974 г. выпускаются модернизированные углекис­лотные огнетушители; которые подлежат проверке по массе лишь один раз в год. Это достигнуто за счет из­менения конструкции запорной головки вентиля 3 (см. рис. 9.2). На модернизированных огнетушителях не требуется вращения маховика 7 против часовой стрелки, а вместо этого рычаг, расположенный на месте маховика, следует повернуть на 180°, направив раструб на очаг загорания.

Запорные и предохранительные устройства огнету­шителей всегда должны быть запломбированы.

В случае обнаружения возгорания работники вагона-ресторана обязаны:

немедленно остановить поезд стоп-краном, если поезд не находится в тоннеле, на мосту, виадуке, путепроводе, под мостом и в других местах, не допускающих эвакуа­цию посетителей вагона-ресторана и препятствующих тушению пожара. В этих случаях поезд нужно остано­вить по проезде указанных мест;

через проводников соседних вагонов вызвать началь­ника поезда и директора вагона-ресторана (если он от­сутствует) ;

организовать эвакуацию посетителей вагона-рестора­на и приступить к тушению возгорания первичными средствами пожаротушения;

одновременно отключить источники и потребители электроэнергии (в вечернее и темное время электрообо­рудование не обесточивается до полной эвакуации посе­тителей) ;

все переключатели поставить в положение «Выклю­чено» (знак «О»), вывернуть или изъять с помощью ди­электрической ручки предохранитель генератора и акку­муляторной батареи. В вагонах-ресторанах постройки после 1970 г. эти предохранители размещены в нижнем ящике распределительного шкафа. Нижний ящик откры­вается поворотом рукоятки на крышке ящика направо вверх, отчего крышка откидывается вниз. В первую оче­редь изымаются предохранители, обозначенные красны­ми стрелками.

С 1975 г. на передних панелях распределительных шкафов устанавливается красная аварийная кнопка. При ее нажатии обесточиваются все потребители элек­троэнергии, кроме цепей сигнализации нагрева ролико­подшипников колесных пар, аварийного освещения и ос­вещения внутри распределительного шкафа.

С 1970 г. внутри воздуховодов устанавливаются про­тивопожарные заслонки, которые перекрывают вентиля­ционный канал, преграждая доступ дыму и огню, если температура воздуха внутри воздуховода будет выше 125°С.


Для перекрытия воздуховода противопожарной за­слонкой вручную необходимо потянуть вниз опломбиро­ванную ручку, расположенную в потолке рядом с дверью во втором салоне.

В случае невозможности ликвидации загорания свои­ми силами начальник поезда вызывает пожарный поезд или местную территориальную пожарную команду. Од­новременно принимаются необходимые меры к расцепке состава.