В вагонах-ресторанах постройки до 1973 г. устанав­ливались плиты на твердом топливе, не допускавшие применения жидкостного отопления. С 1974 г. конструк­ция плиты была несколько изменена и плита может ра­ботать как на твердом, так и на жидком топливе.

Основу огневой плиты составляет металлический каркас, состоящий из верхней и нижней рам, соединен­ных между собой шинами. Передняя белая эмалирован­ная и боковые лакированные стенки не являются несу­щими и представляют собой облицовку плиты. Жароч­ная поверхность 6 (рис. 7.1) чугунная, состоит из от­дельных плиток с тремя открытыми конфорками 5. Жа­рочные шкафы левый 1 и правый 7 служат для выпечки, запекания, доведения до готовности блюд. Топочная ка­мера имеет колосниковые решетки, под ними распола­гаются зольник и поддувало.

В газоходе плиты размещен U-образный нагрева­тельный элемент 4, в нем циркулирует вода-теплоноси­тель, которая служит, в свою очередь, для нагрева воды малого бака. Нагрев этого элемента регулируется экра­ном-заслонкой с ручкой 3. При левом ее положении про­исходит менее интенсивный обогрев, при повороте руч­ки назад обогрев увеличивается.

Плита с жидкостным обогревом имеет горелку 8, ко­торая устанавливается в топочном пространстве. При

работе плиты отходящие дымовые газы из топочного пространства проходят влево над левым жарочным шкафом, в боковой и донный газоходы и поступают в вытяжную трубу 2. С правой стороны газы омывают правый жарочный шкаф, проходят через газоход за зольником в донный газоход левого жарочного шкафа

Рис. 7.1. Плита вагона-ресторана выпуска 1974—1981 гг.:

1,7 — ж арочные шкафы; 2 — вытяжная труба; 3—ручка экрана; 4—нагрева­тельный элемент; 5 — конфорки; 6— жарочная поверхность; 8 —горелка; 9 —

ручка заслонки бокового гезоотхода

и направляются в вытяжную трубу. Боковая заслонка 9 регулирует обогрев жарочного шкафа. Обогрев нагрева­тельного элемента рекомендуется постоянно экрани­ровать.

Перед растопкой плиты очищают газоход, зольник от сажи и шлака, проверяют тягу в топочном простран­стве. Рычаг заслонки нагревательного элемента ставят в положение «Влево». Для растопки используют сухие дрова, бумагу, стружки, после загорания насыпают ров­ный слой топлива, при каждой последующей загрузке его необходимо положить ровно на колосниковую ре­шетку, отодвинув горящие угли влево и вправо. Это СОкратит потери топлива. Поддувало должно быть откры­тым. Дверцы топочного пространства и зольника дер­жат всегда закрытыми. Перегрев плиты не допускается, так как это ведет к перерасходу топлива, преждевре­менному износу плиты и к возможному загоранию.

После работы плита должна быть очищена. Для это­го снимают плитки жарочной поверхности, под ними очищают газоход, вынимают днища жарочных шкафов, очищают донные газоходы. Шлак удаляют осторожно, без ударов о стенки шамотной облицовки. Наружные части плиты чистят в холодном состоянии с использова­нием моюших средств, жир очищается наждачной бу­магой.

Плита на жидкостном отоплении

В систему жидкостного отопления (рис. 7.2) входят следующие узлы и части: запасной бак 3 на 600 л, рас-

Рис. 7,2. Схема жидкостного отопления:

1—кухонная плита; 2— горелка для жидкого топлива; 3 — бак для топлива под вагоном (600 л): 4 — расходный бак топлива (50 л): 5 — наполнительный патрубок; 6 — электронасос; 7 — ручной крыльчатый насос; 8 — фильтр; 9 — пробка для спуска; 10 — присоединительный штуцер: 11 — магнитный вентиль: 12 —наполнительный патрубок; 13 — указатель топлива; 14 — противопожар­ный фильтр; 16 — колпак на крыше; 16 — поплавковый клапан (на рис. не обозначен); 17 — трехходовой кран; 18, 19, 21, 22 — запорные краны; 20 — тру­бопровод перелива от расходного бака; 23 — трубопровод перелива и выпуска воздуха из запасного бака; 24 — наливной трубопровод

ходный бак 4 емкостью 50 л, насосы ручной 7 и электри­ческий 6, горелка 2, трубопроводы для топлива 20, 24, магнитные вентили 11, краны двух- и трехходовые 17, 18, 19, 21 22.

Запасной бак с приспособлениями для заполнения 5 и 10 и вентиль 17 размещаются под вагоном. В большом коридоре (со стороны кухни) установлен закрытый насосный шкаф, открываемый из коридора. В нем рас­полагаются расходный бак 4, ручной 7 и электриче­ский 6 насосы, фильтры грубой и тонкой очистки 8, вентили 18t 19, 21, 22. В днище насосного шкафа есть отверстие для соединения с атмосферой. Расходный бак снабжен воздухоотводным трубопроводом с колпаком 15 с противопожарным фильтром 14.

В кухне располагается горелка (рис. 7.3). Головка горелки с катализатором 37 помещается в топочном



Рис. 7.3. Основные детали жидкостной горелки:

26 — болт с отверстием для продувки горелки; 27 — корпус горелки; 31 — регу­лятор подачи воздуха; 82 — регулятор подачи топлива; 37 — катализатор

пространстве плиты. В корпусе имеется поплавковый регулятор для подачи топлива к горелке (он также за­щищает горелку от перегрузки), магнитный вентиль 11 — как предохранительное устройство в топливопро­воде горелки; вентилятор с регулятором подачи возду­ха 31, регулятор подачи топлива 32, болт 26 с отверсти­ем для продувки горелки, коробка для присоединения кабелей.

Для управления жидкостным отоплением и включе­ния горелки на стене кухни смонтирован распредели­тельный шкаф.

Эксплуатация горелки в любом режиме (основном или дежурном) начинается с проверки наличия дизель­ного топлива (применяется топливо по ГОСТ 4749—73



марок ДЗ, ДС, ДА). Перед заполнением баков и прове­дением необходимых операций все вентили, краны уста­навливаются в определенное положение, указанное в табл. 7.1.

Для установки регуляторов подачи топлива 32 и воз­духа 31 в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи можно пользоваться табл. 7.2, а в зависимости от температуры наружного воздуха — табл. 7.3.

Таблица 7.2

Перед розжигом горелки необходимо убедиться в достаточной вентиляции кухни, свободном доступе воз­духа к горелке, наличии дизельного топлива в расход­ном баке, отсутствии течей и подтеков топлива из любых мест топливопроводов, проверить, очищена ли го­релка от шлака, сажи и масляного нагара. Главный пе­реключатель освещения должен находиться в рабочем по­ложении, а напряжение аккумуляторной батареи долж­но быть не менее 102 В.

При эксплуатации жидкостного отопления необходи­мо произвести следующие операции: заполнить расход­ный бак с помощью насосов через вентили /7, /8, 21,22 (положение риски в табл. 7.1); проконтролировать уро­вень топлива по мерному стеклу 13 (заполнение ведет­ся примерно на 95% объема бака); включить вентиля­тор на щите в кухне кнопкой «Горелка»; поставить ре­гулятор подачи воздуха на «6»; открыть болт 26 для выпуска остатков топлива из корпуса горелки; закрыть болт 26; регулятор воздуха поставить на деление «1— 1,5»; регулятор топлива — на деление «6»; открыть вен­тиль 19 для подачи топлива к горелке. После этого за­жигают фитиль, смоченный в топливе, и при поступле­нии топлива в катализатор 37 -помещают фитиль в слой топлива и держат там до появления устойчивого пла­мени; далее фитиль вынимают и вставляют в гнездо, которое закрывают крышкой. В течение 15—20 мин длится неустойчивый режим, в это время необходимо регулировать пламя, подавая воздух и топливо в разном соотношении.

В ночное время и несколько раз в день рекомендует­ся на щите в кухне ставить «Дежурный режим». При этом магнитный вентиль уменьшит подачу топлива, а подача воздуха изменяется регулятором 31 вручную. Это щадящий режим горелки, и его можно использовать не более 8—10 ч. В первый день эксплуатации пламя должно контролироваться каждый час, в последующие дни — два раза в день. Пламя должно быть палевого цвета, высотой 20—25 см, не коптящим, не отрываю­щимся от горелки. При гашении горелки закрывают вентиль 19, прекращая подачу топлива. После его вы­горания и исчезновения пламени через 10—12 мин го­релку выключают на щите.

При работе могут возникнуть неисправности системы, перечень их и возможные методы устранения приведе­ны в табл. 7.4.

Перевод с жидкостного отопления на твердое топли­во производится ъ случае крайней необходимости, когда устранить неисправности не удалось. Для этого отсое­диняют все идущие от горелки топливные и электрические провода, перекрывают топливопровод запорным вентилем и после вывертывания болтов снимают горел­ку. Вместо горелки устанавливают колосники и дверцу зольника. Эти операции работники бригады вагона-ре­сторана проводят с ведома и с помощью поездного элек­тромеханика.

При эксплуатации системы обслуживающий персонал должен быть специально подготовленным и иметь об

этом отметку в удостоверении. В вагоне должны быть схема действия системы и таблицы положения вентилей.. Система подвергается контролю и очистке в строго ус­тановленные сроки. Не допускается: перелив жидкости на горелку, это может привести к гашению пламени; попадание жира на раскаленную поверхность плиты во избежание пожара; одновременный обогрев плиты жид­ким топливом и углем. По окончании работы необходи­мо очистить головку горелки. Неукоснительно выпол­няются все правила эксплуатации и техники безопасно­сти. В рейсе серьезные неполадки ликвидируются вместе с электромехаником поезда,