Плиты вагонов-ресторанов выпуска 1974— 1981 гг.
В вагонах-ресторанах постройки до 1973 г. устанавливались плиты на твердом топливе, не допускавшие применения жидкостного отопления. С 1974 г. конструкция плиты была несколько изменена и плита может работать как на твердом, так и на жидком топливе.
Основу огневой плиты составляет металлический каркас, состоящий из верхней и нижней рам, соединенных между собой шинами. Передняя белая эмалированная и боковые лакированные стенки не являются несущими и представляют собой облицовку плиты. Жарочная поверхность 6 (рис. 7.1) чугунная, состоит из отдельных плиток с тремя открытыми конфорками 5. Жарочные шкафы левый 1 и правый 7 служат для выпечки, запекания, доведения до готовности блюд. Топочная камера имеет колосниковые решетки, под ними располагаются зольник и поддувало.
В газоходе плиты размещен U-образный нагревательный элемент 4, в нем циркулирует вода-теплоноситель, которая служит, в свою очередь, для нагрева воды малого бака. Нагрев этого элемента регулируется экраном-заслонкой с ручкой 3. При левом ее положении происходит менее интенсивный обогрев, при повороте ручки назад обогрев увеличивается.
Плита с жидкостным обогревом имеет горелку 8, которая устанавливается в топочном пространстве. При
работе плиты отходящие дымовые газы из топочного пространства проходят влево над левым жарочным шкафом, в боковой и донный газоходы и поступают в вытяжную трубу 2. С правой стороны газы омывают правый жарочный шкаф, проходят через газоход за зольником в донный газоход левого жарочного шкафа
Рис. 7.1. Плита вагона-ресторана выпуска 1974—1981 гг.:
1,7 — ж арочные шкафы; 2 — вытяжная труба; 3—ручка экрана; 4—нагревательный элемент; 5 — конфорки; 6— жарочная поверхность; 8 —горелка; 9 —
ручка заслонки бокового гезоотхода
и направляются в вытяжную трубу. Боковая заслонка 9 регулирует обогрев жарочного шкафа. Обогрев нагревательного элемента рекомендуется постоянно экранировать.
Перед растопкой плиты очищают газоход, зольник от сажи и шлака, проверяют тягу в топочном пространстве. Рычаг заслонки нагревательного элемента ставят в положение «Влево». Для растопки используют сухие дрова, бумагу, стружки, после загорания насыпают ровный слой топлива, при каждой последующей загрузке его необходимо положить ровно на колосниковую решетку, отодвинув горящие угли влево и вправо. Это СОкратит потери топлива. Поддувало должно быть открытым. Дверцы топочного пространства и зольника держат всегда закрытыми. Перегрев плиты не допускается, так как это ведет к перерасходу топлива, преждевременному износу плиты и к возможному загоранию.
После работы плита должна быть очищена. Для этого снимают плитки жарочной поверхности, под ними очищают газоход, вынимают днища жарочных шкафов, очищают донные газоходы. Шлак удаляют осторожно, без ударов о стенки шамотной облицовки. Наружные части плиты чистят в холодном состоянии с использованием моюших средств, жир очищается наждачной бумагой.
Плита на жидкостном отоплении
В систему жидкостного отопления (рис. 7.2) входят следующие узлы и части: запасной бак 3 на 600 л, рас-
Рис. 7,2. Схема жидкостного отопления:
1—кухонная плита; 2— горелка для жидкого топлива; 3 — бак для топлива под вагоном (600 л): 4 — расходный бак топлива (50 л): 5 — наполнительный патрубок; 6 — электронасос; 7 — ручной крыльчатый насос; 8 — фильтр; 9 — пробка для спуска; 10 — присоединительный штуцер: 11 — магнитный вентиль: 12 —наполнительный патрубок; 13 — указатель топлива; 14 — противопожарный фильтр; 16 — колпак на крыше; 16 — поплавковый клапан (на рис. не обозначен); 17 — трехходовой кран; 18, 19, 21, 22 — запорные краны; 20 — трубопровод перелива от расходного бака; 23 — трубопровод перелива и выпуска воздуха из запасного бака; 24 — наливной трубопровод
ходный бак 4 емкостью 50 л, насосы ручной 7 и электрический 6, горелка 2, трубопроводы для топлива 20, 24, магнитные вентили 11, краны двух- и трехходовые 17, 18, 19, 21 22.
Запасной бак с приспособлениями для заполнения 5 и 10 и вентиль 17 размещаются под вагоном. В большом коридоре (со стороны кухни) установлен закрытый насосный шкаф, открываемый из коридора. В нем располагаются расходный бак 4, ручной 7 и электрический 6 насосы, фильтры грубой и тонкой очистки 8, вентили 18t 19, 21, 22. В днище насосного шкафа есть отверстие для соединения с атмосферой. Расходный бак снабжен воздухоотводным трубопроводом с колпаком 15 с противопожарным фильтром 14.
В кухне располагается горелка (рис. 7.3). Головка горелки с катализатором 37 помещается в топочном
Рис. 7.3. Основные детали жидкостной горелки:
26 — болт с отверстием для продувки горелки; 27 — корпус горелки; 31 — регулятор подачи воздуха; 82 — регулятор подачи топлива; 37 — катализатор
пространстве плиты. В корпусе имеется поплавковый регулятор для подачи топлива к горелке (он также защищает горелку от перегрузки), магнитный вентиль 11 — как предохранительное устройство в топливопроводе горелки; вентилятор с регулятором подачи воздуха 31, регулятор подачи топлива 32, болт 26 с отверстием для продувки горелки, коробка для присоединения кабелей.
Для управления жидкостным отоплением и включения горелки на стене кухни смонтирован распределительный шкаф.
Эксплуатация горелки в любом режиме (основном или дежурном) начинается с проверки наличия дизельного топлива (применяется топливо по ГОСТ 4749—73
марок ДЗ, ДС, ДА). Перед заполнением баков и проведением необходимых операций все вентили, краны устанавливаются в определенное положение, указанное в табл. 7.1.
Для установки регуляторов подачи топлива 32 и воздуха 31 в зависимости от напряжения аккумуляторной батареи можно пользоваться табл. 7.2, а в зависимости от температуры наружного воздуха — табл. 7.3.
Таблица 7.2
Перед розжигом горелки необходимо убедиться в достаточной вентиляции кухни, свободном доступе воздуха к горелке, наличии дизельного топлива в расходном баке, отсутствии течей и подтеков топлива из любых мест топливопроводов, проверить, очищена ли горелка от шлака, сажи и масляного нагара. Главный переключатель освещения должен находиться в рабочем положении, а напряжение аккумуляторной батареи должно быть не менее 102 В.
При эксплуатации жидкостного отопления необходимо произвести следующие операции: заполнить расходный бак с помощью насосов через вентили /7, /8, 21,22 (положение риски в табл. 7.1); проконтролировать уровень топлива по мерному стеклу 13 (заполнение ведется примерно на 95% объема бака); включить вентилятор на щите в кухне кнопкой «Горелка»; поставить регулятор подачи воздуха на «6»; открыть болт 26 для выпуска остатков топлива из корпуса горелки; закрыть болт 26; регулятор воздуха поставить на деление «1— 1,5»; регулятор топлива — на деление «6»; открыть вентиль 19 для подачи топлива к горелке. После этого зажигают фитиль, смоченный в топливе, и при поступлении топлива в катализатор 37 -помещают фитиль в слой топлива и держат там до появления устойчивого пламени; далее фитиль вынимают и вставляют в гнездо, которое закрывают крышкой. В течение 15—20 мин длится неустойчивый режим, в это время необходимо регулировать пламя, подавая воздух и топливо в разном соотношении.
В ночное время и несколько раз в день рекомендуется на щите в кухне ставить «Дежурный режим». При этом магнитный вентиль уменьшит подачу топлива, а подача воздуха изменяется регулятором 31 вручную. Это щадящий режим горелки, и его можно использовать не более 8—10 ч. В первый день эксплуатации пламя должно контролироваться каждый час, в последующие дни — два раза в день. Пламя должно быть палевого цвета, высотой 20—25 см, не коптящим, не отрывающимся от горелки. При гашении горелки закрывают вентиль 19, прекращая подачу топлива. После его выгорания и исчезновения пламени через 10—12 мин горелку выключают на щите.
При работе могут возникнуть неисправности системы, перечень их и возможные методы устранения приведены в табл. 7.4.
Перевод с жидкостного отопления на твердое топливо производится ъ случае крайней необходимости, когда устранить неисправности не удалось. Для этого отсоединяют все идущие от горелки топливные и электрические провода, перекрывают топливопровод запорным вентилем и после вывертывания болтов снимают горелку. Вместо горелки устанавливают колосники и дверцу зольника. Эти операции работники бригады вагона-ресторана проводят с ведома и с помощью поездного электромеханика.
При эксплуатации системы обслуживающий персонал должен быть специально подготовленным и иметь об
этом отметку в удостоверении. В вагоне должны быть схема действия системы и таблицы положения вентилей.. Система подвергается контролю и очистке в строго установленные сроки. Не допускается: перелив жидкости на горелку, это может привести к гашению пламени; попадание жира на раскаленную поверхность плиты во избежание пожара; одновременный обогрев плиты жидким топливом и углем. По окончании работы необходимо очистить головку горелки. Неукоснительно выполняются все правила эксплуатации и техники безопасности. В рейсе серьезные неполадки ликвидируются вместе с электромехаником поезда,