Общая характеристика
Электрическое оборудование вагонов-ресторанов постройки до 1980 г., за исключением специфического, предназначенного только для ресторанов (двигатели компрессоров холодильных агрегатов для хранения продуктов, горелки жидкостного отопления кухонной плиты и др.), установлено такое же, как и в пассажирских вагонах. Б вагонах-ресторанах, введенных в эксплуатацию После 1980 г., все электрическое оборудование отличается от пассажирских вагонов. Это объясняется применением одного подвагонного генератора вместо двух, одвой аккумуляторном батареи вместо двух и одного редукторно-карданного привода от середины оси вместо двух приводов от середины и торца шейки оси. Все это повысило надежность и безопасность работы электро-привода и снизило массу его тары.
Электроснабжение вагонов-ресторанов осуществляется от подвагонных генераторов и аккумуляторных батарей В вагонах-ресторанах без кондиционирования воздуха предусматривается одна система электроснабжения напряжением 50 В постоянного тока, а с кондиционированием воздуха постройки до 1980 г. — две системы напряжением 50 и ПО В постоянного тока. В вагонах-ресторанах постройки 1980 г. и позже применена одна система электрооборудования напряжением 110 В постоянного тока.
Напряжение аккумуляторной батареи вагонов-ресторанов — 52 или 112 В. Напряжение генератора мощностью 4,9 кВт—65 В; мощностью 28 и 32 кВт—138— 140 и 125 В, что объясняется необходимостью обеспечения зарядки аккумуляторной батареи. Все потребители вагона-ресторана, работающие от генератора и аккумуляторной батареи, рассчитаны на питающее напряжение соответственно 50 или 110 В. Это же напряжение принято и для систем электроснабжения вагонов-ресторанов
и на выходе регуляторов напряжения генератора. Несовпадение напряжений 52 и 50 В, 138—140 и 125 В объясняется" падением напряжения и регулированием систем.
При скорости движения более 34 км/ч (в вагонах-ресторанах первых выпусков — более 28 км/ч) включается в работу генератор мощностью 4,9 кВт; более 37,5— 40 км/ч — генераторы мощностью 28 и 32 кВт. При этом происходит зарядка батарей.
На кратковременных стоянках, когда генераторы не работают, питание потребителей осуществляется от аккумуляторных батарей напряжением 52 и 112 В. На длительных стоянках для сохранности аккумуляторных батарей от разрядки установка кондиционирования воздуха и отдельные холодильные агрегаты могут получать питание от стационарных источников напряжением 380/220 В трехфазного переменного и 50 В постоянного тока.
В случае выхода из строя подвагонного генератора напряжением 50 В и разрядки такой же аккумуляторной батареи в вагонах-ресторанах, имеющих систему электроснабжения напряжением 50 В, предусмотрено получение электрической энергии от соседнего вагона. Такой режим для электрооборудования этих двух вагонов считается аварийным и может быть использован только до пункта формирования или оборота поезда.
В вагонах-ресторанах с кондиционированием воздуха постройки до 1980 г. электрическими потребителями
тока напряжением 50 В являются холодильные технологические установки, датчики контроля нагрева букс и лампы накаливания (рис. 3.1); на напряжении 110 В работают установка кондиционирования воздуха салонов, люминесцентное освещение и отдельные потребители технологического оборудования.
Наличие измененного электрооборудования в вагонах-ресторанах и их новая улучшенная планировка потребовали иного размещения подвагонного и внутривагонного электрооборудования (рис. 3.2).