Для сигнализации о работе потребителей и возмож­ных аварийных ситуациях предусмотрены различные сигнальные лампы и звонки, установленные на передних панелях распределительных щитов и шкафов.

При включении холодильных агрегатов, умформера люминесцентного освещения и других потребителей за­гораются соответствующие сигнальные лампы.

Для обеспечения пожарной безопасности, безопасно­сти движения, защиты потребителей от токов короткого замыкания и перегрузок в вагонах-ресторанах введены сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона, нагрева роликоподшипников колесных пар, защитные реле максимального И пониженного на­пряжения (низковольтные), максимальной температуры и минимального уровня воды (высоковольтные), плав­кие и автоматические предохранители (выключатели).

Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» на корпус вагона предназначена для выявления замыкания отдельных цепей для систем напряжении 54 и 110 В.

Электрические схемы вагонов-ресторанов являются двухприводными, т. е. они изолированы от корпуса ваго­на. Нарушение изоляции электропроводки или аккуму­ляторной батареи, любого агрегата или прибора приво­дит к появлению тока утечки. Если изоляция нарушена в двух и более местах, то образуются «паразитные» це­пи, не защищенные предохранителями. Токи утечки воз­действуют на батареи, угольные столбы регуляторов на­пряжения и выводят эти узлы из строя. В проводах малого сечения (1,5 мм2), но значительной длины (на­пример, от щита до тамбура котельной стороны) токи утечки могут достигать достаточно больших значений, это может привести к перегрузке провода и его заго­ранию.

Сигнализация замыкания цепей «плюс» и «минус» всегда должна быть включена. На распределительном щите или шкафу имеются по две лампы для каждой системы, включенные последовательно на напряжение аккумуляторной батареи, а средняя точка между ними заземляется на корпус вагона. При отсутствии токов утечки лампы горят вполнакала. При нарушениях изо­ляции и возникновении тока утечки лампы будут гореть разным накалом.

При замыкании плюсовых цепей вагона-ресторана нужно отключить все нагрузки, обесточить вагон изъя­тием предохранителей генераторов, аккумуляторных ба­тарей и аварийного электроснабжения, вызвать поезд­ного электромеханика и начальника поезда и в обесто­ченном состоянии довести вагон до пункта оборота или приписки. При замыкании минусовых цепей также от­ключаются все нагрузки, обесточивается вагон-ресторан и производится переход на аварийное электроснабже­ние. Одновременно вызывается начальник поезда для принятия мер. Отправление вагона-ресторана в рейс при наличии любых замыканий на корпус вагона категори­чески запрещено.

Для своевременного выявления и постоянного конт­роля за нагревом роликоподшипников все вагоны-ресто­раны при их строительстве и ремонте на вагоноремонт­ных заводах оборудуются сигнализацией нагрева роли­коподшипников колесных пар. Каждая букса вагона-ре­сторана оборудуется термодатчиками (рис. 3.3), состоя­щими из корпуса 4, в который входит провод 3 с до­полнительной изоляцией 2 и наконечником 1. Корпус термодатчика ввертывается в буксу, а для предотвра­щения попадания в буксу влаги устанавливают резино­вое уплотнение 5. Снизу корпус термодатчика закрыт крышкой 9 и изоляцией 8, а сбоку — изоляционной втул­кой 6.

В случае нагрева роликоподшипников свыше 90— 105°С легкоплавкий сплав 7 (висмут — 51,65%, свинец — 40,2 и кадмий —8,15%) расплавляется, разрывая цепь термодатчиков.

При установке главного переключателя освещения в любое рабочее положение («дневная эксплуатация»; «1/2», «1/1») цепь термодатчиков находится под напряжением.

Рис. 3.3. Термодатчик

жением. Разрыв цепи сопровождается звонком и заго­ранием сигнальной лампы.

Перед выездом вагона-ресторана в рейс цепи термо­датчиков должны проверяться искусственным разрывом цепи испытательной передней кнопкой на панели распределительного шкафа. При нажатии на испытатель­ную кнопку должны звенеть звонок и гореть сигнальная лампа.

С 1983 г. вагоны-рестораны оборудуются новой улуч­шенной системой контроля нагрева роликоподшипников с термодатчиком без плавкой вставки, вместо которой применен позистор. В случае нагрева роликоподшип­ников изменяется сопротивление позистора и включает­ся постоянный сигнал при фактическом нагреве и пре­рывистый — при ложном. Действия рейсовой бригады такие же, как и при системе с плавкой вставкой.

Все вновь строящиеся вагоны-рестораны с 1969 г. оборудуются двумя реле максимального напряжения — РМН (расцепитель перенапряжения) для цепей 50 и ПО В. Реле служит для отключения генератора при перенапряжениях. Реле максимального напряжения всегда зампломбировано и включение его вновь после срабатывания может производиться только поездным электромехаником после устранения причин срабатыва­ния. Реле срабатывает при повышении напряжения в силовых цепях свыше 80 В ± 2 В (цепи напряжением 50В) и 162 В ±4 В (в цепях напряжением ПО В).